Средний Класс На Рынке Автомобилей


Очевидно, что у российских покупателей новых автомобилей различные причины для похода в тот или иной автосалон. Кто-то из них ищет простое и надежное транспортное средство за умеренные деньги, другой же выбирает автомобиль для указания на свой высокий статус. Выбор марки автомобиля и его модели зависит конечно еще и от возраста покупателя, его доходов и даже от места жительства. Так, жители Дальнего Востока обращают свое внимание на новые дорогие автомобили в максимальной комплектации, а "европейцы" сбились с ног в поисках недорогого авто приемлемого качества.

Осенью 2007 года исследовательским агентством Quans Research проведена 14-я волна исследовательского проекта "Стиль жизни среднего класса". Одна из его тем касалась вопроса о наличии в семье автомобиля (личного или служебного). Так, о наличии одного автомобиля в семье заявило 43,7% домохозяйств. Об использовании двух автомобилей высказалось 8,2% домохозяйств, 0,6% домохозяйств обладают тремя и более автомобилями. В итоге о наличии автомобиля в домохозяйстве, заявили 52,5% респондентов.

Основными факторами выбора автомобиля были названы цена, надежность, сложность ремонта, предпочтение марки автомобиля. Наибольшей популярностью при этом пользуются такие марки, как ВАЗ 2101-2107 "Классика" - ими обладает

15,4% семей из числа опрошенных, около 12% респондентов заявили о наличии автомобиля марки ВАЗ "десятого семейства". Автомобилем марки Toyota владеют 8% из числа опрошенных респондентов.

Вопрос о годе выпуска автомобиля позволяет оценить "возраст" автопарка среднего класса. Примерно каждый десятый автомобиль в гараже "среднего русского" не прослужил ему еще и года с момента выпуска с конвейера завода. Чуть меньшие доли представлены автомобилями 2006, 2005, 2003 годов выпуска. 2001 и 2004 годы производства сравнительно меньше представлены в сегменте среднего класса, 2002 год, наоборот, относительно больше. Треть домохозяйств среднего класса имеют старые автомобили, произведенные ранее 2001 года. Таким образом, доля респондентов, автомобили которых не старше трех лет, около 28%.

Исследования оценки затрат на приобретение автомобиля показали, что наибольшая доля опрошенных (14,3%) приобрела автомобиль на сумму от 70 000 до 100 000 рублей. Меньше на 1,2 процентных пункта – доля тех, кто потратил от 110 000 до 180 000 рублей. Наименьшая доля респондентов (3,2%) представлена теми, кто потратил на покупку автомобиля сумму более 830 000 рублей. При этом Москвичи, представители Урала и петербуржцы затратили на покупку автомобиля наибольшие суммы.

Что касается планов на покупку нового автомобиля, можно отметить тот факт, что представители среднего класса все чаще отдают предпочтения автомобилям иностранного производства. Так, приобретение нового автомобиля иностранного производства планируют почти 47% опрошенных, подержанный авто не старше 7 лет хотят приобрести 24% домохозяйств. Приобретение нового автомобиля российского производства планируют 13,5% семей.

Примерно 13% представителей среднего класса готовы заплатить за свой новый автомобиль 270-350 тыс. рублей, что соответствует покупке среднего малобюджетного автомобиля. Примерно такой же процент среднедоходной группы готовы заплатить за транспортное средство на 100 тыс. рублей больше. И только около 5% покупателей готовы потратить на авто больше 850 тыс. рублей.

Отмечена тенденция увеличения доли владельцев автомобилей в структуре среднего класса за последние три года. Можно предположить, что в будущем основной движущей силой роста автопарка в России станет средний класс.

С результатами маркетингового исследования можно ознакомиться в свободном доступе на сайте агентства.